Происхождение и образование
Александр Анатольевич Ширвиндт появился на свет 19 июля 1934 года в Москве, в семье Анатолия Густавовича (в известности также как Теодор Гдальевич) Ширвиндта (1896-1961) и Раисы Самойловны Кобыливкер (1896-1985). Его отец, который был скрипачом и педагогом, привил Александру любовь к музыке, а мать занимала должность редактора в Московской филармонии, что также способствовало эстетическому воспитанию сына.
Во времена Великой Отечественной войны, когда страна переживала тяжелые испытания, Александр вместе с семьей находился в эвакуации в Пермской области, где его родители активно выступали в рамках фронтовой концертной бригады, поднимая моральный дух солдат и населения.
В 1956 году Александр Ширвиндт с успехом окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина в Москве (сейчас это Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова), получив диплом с отличием. В числе его наставников была известная педагог Вера Львова.
Работа в театре
С 1957 по 1968 годы Ширвиндт служил в Московском театре имени Ленинского комсомола, который в настоящее время известен как Московский государственный театр «Ленком» под руководством Марка Захарова. Именно там он исполнил множество запоминающихся ролей в разнообразных спектаклях, включая «Когда цветет акация» по произведению Николая Винникова, «Фабричная девчонка» по пьесе Александра Володина, «Опасный возраст» по комедии Семена Нариньяни и многих других.
С 1968 по 1970 годы Ширвиндт работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной. В этот период актер принял участие в постановках «Ромео и Джульетта» и «Как вам это понравится» по пьесам Уильяма Шекспира, а также «Счастливые дни несчастливого человека» по произведению Алексея Арбузова.
В 1970 году он перешел в Московский академический театр сатиры, где блестяще зарекомендовал себя как актер и режиссер. На сцене театра зрители смогли насладиться его исполнением таких ролей, как, например, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Бернарда Шоу, «Горе от ума» по комедии Александра Грибоедова и «Трехгрошовая опера» по пьесе Бертольта Брехта. В феврале 2018 года в театре состоялась премьера спектакля-фантасмагории Родиона Овчинникова «Где мы…», где Александр сыграл пожилого клоуна Петра Зарайского.
Ширвиндт также проявил себя как талантливый режиссер, поставив более двадцати спектаклей, среди которых выделяются «Проснись и пой!» по пьесе Миклоша Дярфаша (в содружестве с Марком Захаровым), «Недоросль» по комедии Дениса Фонвизина, «Страсти Черноморья» по произведению Фазиля Искандера и многие другие.
С 2000 по 2021 год Ширвиндт занимал должность художественного руководителя Театра сатиры, а 16 ноября 2021 года его назначили президентом театра, что является твердим подтверждением его значимости в театральной жизни страны.
О театре и коллегах
Александр Ширвиндт не раз высказывался о том, что театр — это не просто искусство, а крепкая компания, предлагающая некую сферу обслуживания, в которой необходимы интеллигентность и культура. С его точки зрения, театральная деятельность подразумевает за собой глубокие художественные и культурные задачи, но также и неотъемлемые аспекты повседневной жизни.
Он сосредоточил внимание на том, что «умных актеров, а тем более актрис, не существует». В его интерпретации это может подразумевать, что игра на сцене требует минимизации аналитического мышления, так как основные эмоции и интуиция должны доминировать над рациональным подходом. Он писал о том, что «актер — это абсолютно животная профессия», что подчеркивало его взгляд на творческий процесс.
С ужасом и завистью он смотрел на своих коллег и учеников, которые бесконечно мельчились в современном телевидении, включая различные сериалы и рекламные проекты. Он задавался вопросом, откуда у них берутся силы и время для такой активной жизни, и не боялись ли они утратить свою индивидуальность.
Ширвиндт также отмечал, что трудности вызвать у актера участие в театре, когда обязательства к сериалам и рекламе требуют постоянной работы вне театра. Его труппа насчитывает тридцать разновозрастных учеников, и часто молодые талантливые артисты приходили к нему с жалобами о нехватке свободного времени из-за необходимости участвовать в рекламных проектах.
Он подчеркивал важность поддержки и помощи, оказанные ему Владимиром Меньшовым, выдающимся педагогом ВГИКа, который часто приглашал его на свои дипломные спектакли, особенно в жанре водевиля, где Ширвиндт считался специалистом. Один из запоминающихся поступков Меньшова, который открыл глаза на его сильный характер, произошел на одной из церемоний вручения наград, когда он отказался вручать приз и подчеркивал свою позицию в отношении актуальных проблем.
В своей жизни он также выделял влияние Михаила Жванецкого, который смог привлечь внимание к культурным явлениям и эффективно использовать комическую форму, мгновенно подчеркивая противоречия нашего времени.
В беседе о знакомых ему актерах, таких как Андрей Миронов, Ширвиндт упоминал о его здоровье и о том, как болезнь вмешалась в его творческий путь, подчеркивая страсть Миронова к работе даже в условиях физических ограничений.
На фото — Александр Ширвиндт и Андрей Миронов, сделанном 3 сентября 1980 года.
Обсуждая современную актерскую среду, он выделял таких звезд, как Ваня Ургант и Максим Галкин (который был признан Минюстом иноагентом), считая их настоящими феноменами, обращая внимание на их творческий подход и энергетику.
Ширвиндт также говорил о таких артистах, как Евгений Миронов и Кирилл Серебренников, уверяя, что хотя они и серьезные, работающие на уровне театра, общий рынок культуры невелик, поэтому он не хотел делать комплементы «абы как».
Об отношении к жизни
Когда Александр сталкивался с раздражением по какому-либо вопросу, он немедленно останавливался, осознавая, что, возможно, не все понимает, и поэтому старался сдерживать свои эмоции, используя ироничный подход. Ему было тяжело наблюдать, как общение между людьми стало поверхностным и заменено текстовыми сообщениями и быстрыми встречами.
Он делился размышлениями о своей супруге, которая была невероятно образованной и талантливой, и даже в трудные моменты обращалась к нему за помощью в решении кроссвордов, временно теряя веру в свои способности. Это подчеркивало легкость его самоиронии и понимание сложности современной жизни.
Ширвиндт иногда мечтал о работе таксистом, подобной той, которую он видел как возможность общения с новыми людьми и непрерывным обменом идеями, вместо повторения одних и тех же ролей в театре. Он сожалел о том, что не стал хирургом или юристом, продолжая пытаться найти новую форму самовыражения через актерство, педагогику, кино и телевидение.
С профессиональной точки зрения он не ставил себя на пьедестал успеха, считая, что его талант — это достаточно. Несмотря на целях и амбиции, он такой же человек, как все, что отличало его от многих участников театральной жизни.
Он не был примиренцем, всегда оставаясь верным своему мнению, и поэтому у него возникало множество идей о том, как возглавить театр, имея за спиной большой опыт взаимодействия с различными руководствами.
На фото — художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт на сборе труппы, сделанном 4 сентября 2003 года.
Скромный и интеллигентный человек не всегда мог быть жестким руководителем, так как для этого требовалась определенная сильная натура. На его взгляд, истинное понимание своего места в театре сочетalo качество человека и управленца, так как редко удавалось достичь гармонии между внутренним «я» и внешним миром. Ширвиндт понимал, что надо избегать ситуаций, где ему некомфортно.
Сравнивая себя с персонажем фильма Михалкова Обломовым, он подчеркивал свою склонность к спокойной и мирной жизни, что в конечном счете позволяло ему обрести личную гармонию.
Ширвиндт предчувствовал свою смерть
Способность поддерживать связи и дружеские отношения была важной частью жизни Александра Ширвиндта. Даже в последние дни, когда он находился в больнице, артист продолжал общение с теми, с кем начинал свой творческий путь. Его коллега Наталья Селезнева даже отметила, что в последние годы Ширвиндт, казалось, предчувствовал, что края его жизненного пути подходят к концу.
На частных встречах он говорил о том, что у него больше нет сил не только жить, но и бороться, и его слова были чувственными и проницательными. Например, на похоронах Державина он произнес слова о желании скорее встретиться, что также подчеркивало его рефлексию о жизни и смерти.
С иронией и самоиронией он отмечал: «У меня тут недавно спрашивали, почему я не пришел на очередное прощание. А я ответил, что уже сил нет ходить на кладбища. Хочу энергию приберечь до собственных похорон», стараясь в обычном шутливом стиле передать всю тяжесть своих размышлений.
Несмотря на это предчувствие, это не отвлекало его от продолжительной борьбы за каждый новый день на сцене театра. А его мастерство вызывало восхищение у коллег, что подчеркивало его уникальность как актера.
Калейдоскоп молодых гениев
Кадр из фильма Ирония судьбы, или С легким паром!, режиссура Эльдара Рязанова, 1976 год.
На своем профессиональном пути у Ширвиндта было множество ярких этапов, так как его считали одной из выдающихся фигур советского театра. Марк Захаров порой говорил, что «фамилия Ширвиндт — это сама профессия». Артист мог вызвать множество эмоций у зрителей, даже не произнося ни слова.
Юмор Ширвиндта был изначально известен только в профессиональных кругах, но его обаяние и комедия нашли отражение в совместных выступлениях с Михаилом Державиным, которые способствовали формированию уверенности у зрителей в их дружбе.
Ширвиндт всегда готов был делиться своим талантом, благодаря чему на свет появилось множество выдающихся советских артистов. Сам он, шутя, отмечал, что у него сформировался настоящий «калейдоскоп молодых гениев».
При этом он говорил: «К сожалению, выяснилось, что после Этуша я самый старый педагог. Я преподаю с 1957 года. Однако мне приятно осознавать, что даже среди тех, с кем я взаимодействовал, КПД оказался довольно значительным».
Ширвиндт также оставил заметный след в кинематографе. Хоть он и не любил говорить о своих ролях, зрители всегда находили, что его персонажи выражали множество эмоций и тонкие детали. Актерская карьера начала формироваться на студенческой скамье — он снимался в первых полнометражных фильмах.
Образ остроумного Павлика из культового фильма Ирония судьбы был встречен восторженно как женщинами, так и мужчинами, воплощая собой истинного джентльмена.
После выхода фильма Вокзал для двоих Ширвиндт стал обсуждаемым и узнаваемым среди профессионалов ресторанного оркестра, хотя его роль ловеласа в фильме Бабник была такой правдоподобной, что некоторые зрители недостаточно хорошо понимали его личность на самом деле.
Хотя Ширвиндт никогда не обладал желанием наград — как, например, Оскар — у него были свои достижения, о которых он мог гордиться. В ответ на вопрос о желаниях он с широкой улыбкой всегда подчеркивал:
«Уснуть бы и проснуться через сто лет. Хотя бы на одно мгновение».
Его последней работой стали спектакль Где мы…?, где герой действительно получает возможность заснуть, но, по сюжету, на короткий срок. Зрители, к сожалению, не смогли увидеть эту постановку, так как руководство Театра сатиры решило снять ее с репертуара.
Другим участникам спектакля также не удалось вернуть постановку, несмотря на желание многих актеров, включая Александра Олешко.
Александр Ширвиндт в кино и на телеэкранах
Александр Ширвиндт впервые появился на экранах в 1956 году, когда дебютировал в роли эстрадного певца Вадима Ухова в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». Однако настоящую популярность ему принесло сотрудничество с Эльдаром Рязановым.
В фильме Ирония судьбы, или С легким паром! (1975 год) он сыграл роль Павла, друга главного героя и предоставил авторский комментарий к действиям на экране.
Ширвиндт кроме этого принимал участие в рядах других работ Рязанова, включая Стариков-разбойников, Вокзал для двоих и Забытую мелодию для флейты.
Он отмечал, что работать с Рязановым было приятно — режиссер всегда предлагал интересные идеи: «Вот такая история, надо что-то придумать», чего достаточно для свободной импровизации и творчества.
Фильмография Ширвиндта насчитывает почти 80 актерских работ. Он также стал режиссером семи фильмов, выступил сценаристом в четырех и принимал участие в качестве артиста дубляжа в одном проекте.
На телевидении он вел передачи, такие как Семь нас и джаз, Терем-теремок и Театральные встречи. Совместно с Михаилом Державиным он участвовал в программе Утренней почты и нередко выступал на капустниках, являясь известным лицом на Голубых огоньках.
Ширвиндт также написал несколько книг, был активным членом Союза кинематографистов РФ и Российской академии кинематографических искусств «Ника», а также занимался благотворительностью. В 1989 году он был удостоен звания народного артиста РСФСР, а в 1994 году получил орден Дружбы народов, став полным кавалером ордена За заслуги перед Отечеством.
В 2009 году ему была вручена премия Хрустальная Турандот за многолетнюю работу в театре, а в 2015 году — национальная актерская премия Фигаро имени Андрея Миронова. За вклад в развитие театрального искусства награжден Золотой маской в 2017 году и Международной премией Станиславского в 2019 году. Федерация еврейских общин России наградила его в 2018 году премией Скрипач на крыше в номинации Человек-легенда.
Выдающийся артист, режиссер, человек
15 марта стало известно о смерти Александра Ширвиндта. По неофициальным данным, артист ушел из жизни из-за сердечной недостаточности. Учитывая, что еще в 2022 году ему диагностировали стенокардию, а с 2019 года он использовал кардиостимулятор, уход артиста стал для многих неожиданным и печальным событием.
Президент Российской Федерации Владимир Путин выразил соболезнования семье народного артиста, а среди коллег Ширвиндта звучали теплые воспоминания о нем. Например, актриса Ольга Будина в интервью с 360 отметила, что Ширвиндт был уникальным, благородным и мудрым человеком, что подчеркивало его значимость как друга и артиста.
Фраза о том, что ушла целая эпоха, звучит банально, но она действительно отражает суть утраты. Ширвиндт стал важной фигурой в театре и культуре России. Приводя свою организованность и харизму в каждую роль, он оставил глубокий след в сердцах зрителей.
Это легенда. Не только выдающийся артист и режиссер, но и выдающийся человек. Его любили родные, близкие и друзья.
Известный артист Виктор Винокур отметил, что о Ширвиндте можно говорить бесконечно. Он вспомнил их знакомство в 1980 году, когда театральный драматург Аркадий Арканов предложил Винокуру написать спектакль «Выхожу один», а режиссером стал именно Ширвиндт. Винокур подчеркнул:
«Мне повезло, так как мы с Левоном Оганезовым долго играли этот спектакль и подружились с Александром Анатольевичем до последних дней».
Актер театра сатиры Юрий Горин, знакомый с Ширвиндтом с 1957 года, отметил, что он был добродушным, всегда улыбчивым и остроумным человеком с непревзойденным чувством юмора. Эту черту также выделил советский и российский актер театра и кино Юрий Васильев.
Когда он участвовал в мероприятиях, все всегда ждали, что скажет Ширвиндт. Потому что его переюморить нельзя было. Никому.
Лев Лещенко назвал Ширвиндта примером правильного и интеллигентного человека, подчеркнув его доброту и искренность.
В 2021 году, комментируя слухи о возможном уходе с поста художественного руководителя Театра сатиры, Ширвиндт говорил:
«Я никуда не бегу, но прикидываться молодым не хочется. Я все-таки помню, что когда-то был похож на мужчину. Есть два момента, которые я категорически не могу себе позволить — дождаться, когда стану вызывать сострадание или усмешку».
Именно таким запомнится Александр — честным, прямым и безупречно талантливым артистом.
Актер, телеведущий Андрей Ургант:
Ширвиндт всегда смеялся над моими шутками, а я испытывал восторг от его разговоров, в которых всегда была чистая правда. У многих создавалось ощущение, что он шутит, но на самом деле он говорил именно то, что считал нужным. Страна потеряла настоящего артиста, а я — близкого родственника. Это очень горько. Главное, что я любил его по-настоящему не за известность, а за то, каким он был.
Смерть Александра Ширвиндта стала утратой для всех, кто знал его. Этот человек обладал безграничным талантом и обаянием, создавая вокруг себя атмосферу творческой свободы и вдохновения. Его присутствие на сцене или экране всегда было уникальным и незабываемым. Спасибо вам за все, Александр Анатольевич. Вечная вам память.
Музыкант, телеведущий Александр Пушной:
Лично я не был знаком с ним, но чувствую, как будто потерял родственника. Земля пухом, Александр Анатольевич…
Недавно мой знакомый из Москвы, который готовил поздравительный альбом к 90-летию Ширвиндта, попросил написать несколько слов. Я быстро написал и отправил альбом через океан, надеясь, что он успеет прочитать это. Теперь, к сожалению, выясняется, что он не сможет это сделать. Подобно тому, как Лагранж в финале булгаковской пьесы «Актер», так и Ширвиндт неожиданно ушел, не успев прощаться.
Писать о нем в юбилейный альбом было сложно, так как он сам все уже рассказал о своей жизни, о том, как он рыбак, педагог и театральный деятель. Он осознавал, что с возрастом стереотипы становятся менее значительными. Даже название его мемуарной книги «Опережая некролог» стало мемом, и это отражает его уникальность и остроумие.
Он пародировал свои переживания и переживания своих поколений, обогащая их с помощью текстов Жванецкого и Горина. Сидя с его неизменным строгим выражением лица, он произносил ослепительные фразы, заставляя людей смеяться и анализировать мир вокруг.
Ширвиндт же всегда искал дискуссии о жизни и смерти. В своих размышлениях он открыл двери к философским вопросам как для себя, так и для окружающих, придавая новым оттенкам тщетного существования легкую иронию и глубокий смысл.
*Внесен Минюстом России в реестр иноагентов